Путь к человеческой гармонии

Воинское искусство первоначально попросту выглядело как методика обороны и атаки, и только потом трансформировалось в психофизиологические комплексы с определенными философскими концепциями. Сегодняшнее айкидо имеет свои истоки в Дайто-рю Айкидзюдзюцу (daito-ryu aikijujutsu), которое было основано Ксиссия Тейжун, шестым сыном царя Сейва (период правления 858—876 гг. н.э.) — семья Минамото. Основы техники оформились позже, как секретное искусство дома Такеда, принявшее вид боевой практики самураев, известное только членам этой семьи. Приблизительно в конце шестнадцатого века семья, возглавляемая в то время Куницугу Такеда, перенесла свою основную резиденцию в район Айдзу (сегодня префектура Фукусима). Там техника получила дальнейшее совершенствование.

После 1868 года сенсей Сокаку Такеда, как глава рода (в поисках средств к существованию), решил научить этому искусству и других, и с этого момента Дайто-рю Айкидзюдзюцу перестало быть тайной. Одним из лучших учеников Сокаку Такеда был Морихей Уесиба(1883—1969). Морихей Уесиба систематизировал и несколько видоизменил технику Дайто-рю Айкидзюдзюцу, создав искусство воспитания духа, которое впоследствии, в 1942 году, получило название — Айкидо. Айкидо — искусство, синтезирующее в себе изучение техники приемов, духовных, энергетических, психологических аспектов развития личности. Цель айкидо не лежит только в обучении людей самообороне, в большей степени это процесс самосовершенствования. Айкидо одинаково эффективно, как общеукрепляющая и саморазвивающая здоровье система упражнений, так и прикладная ее часть, которая является универсальным средством самообороны. Практика айкидо весьма полезна для людей любого возраста, не зависимо от физических данных, не носит религиозного характера, одинаково доступна для всех желающих. Прекрасной иллюстрацией основного принципа айкидо может служить следующий пример — вам на голову падает камень весом 3 кг, вы можете поймать его или отойти в сторону, дав ему упасть на землю. Если же на вас будет падать камень весом 300 кг, то ловить его уже нет смысла, если вы дорожите собственным здоровьем. И единственный выход, чтобы уцелеть — отойти в сторону и не препятствовать его падению. В обоих случаях, при отходе, ваши физические затраты идентичны и плюс ко всему совершенно не утомительны. Существует определенный предел того, что можно выполнить с помощью одной лишь физической силы. Но этого предела не существует при отказе от применения насилия. Айкидо и учит, как, используя силу противника, подчинить его себе. Причем форма проявления агрессии, будь то удар или захват, не имеют значения. Важна только фиксация направления действия нападающего. Айкидо — школа морали и воспитания человека, наука жизни, которая служит человеку, и хоть не учит, как надо жить, являясь философией духа, дает возможность для духовной самореализации человека. Это самое молодое из искусств БУДО. Смысл айкидо можно понять из прямого перевода этого названия:

Ай (Ai) — гармония,
Ки (Ki) — дух, внутренняя энергия,
До (Do) — дорога, путь.

«путь гармонизации внутренней энергии», «путь в гармонии с КИ».

Причем этот путь, эта дорога идущая в никуда, имея, казалось бы, четкую цель — самозащиты и оздоровления, путь постоянно отодвигает горизонт нашего самосовершенства, ведя нас к моменту самореализации, самораскрытия, внутреннего откровения, к тому, что в Японии принято называть САТОРИ. В основе тренировки должен лежать постулат — «твой партнер — хороший приятель, а не враг». Партнеры работают над совершенствованием друг друга. Тот, кто ищет совершенства только для себя и пренебрегает другим, никогда не станет мастером айкидо. Лишь тот, кто старательно совершенствует партнера, тот оттачивает и самого себя. Айкидо — не только боевая техника, это образ жизни, путь познания и совершенствования самого себя. Айкидо можно представить и как шесть видов массажа:

  1. айки-тайсо (aiki-taiso) — разминка, массаж суставов, мышц и сухожилий, путем выполнения разогревающих их движений;
  2. сокушиндо (sokushindo) — массаж стопы («дорога от стопы к сердцу»);
  3. тайджитцу (tai jutsu) — непосредственно боевая техника, выполняемая мягко, плавно до полного хода сустава (внутрисуставной массаж);
  4. до ин (do in) — точечный массаж, стимулирующий работу внутренних органов, выполняется путем постукивания;
  5. шиатсу (shiatsu) — точечный массаж всего тела («палец и давление»/нажим);
  6. киатсу (kiatsu) — бесконтактный массаж.

Массаж воздействует на все внутренние органы, побуждая организм к нормальной работе. Айкидо, как аутотренинг, снимает нервные нагрузки, стрессы, приводит нервную систему в состояние покоя. Мастера айкидо обладают способностями, которые, порой, не вписываются в существующие понятия и стереотипы. Но необходимо помнить, что чудеса не противоречат законам природы, они противоречат лишь нашим ограниченным знаниям этих законов. В результате регулярной практики айкидо, происходит заметное улучшение вашего общего здоровья с особым акцентом на дыхании и кровообращении. Практика брюшного дыхания оказывает очевидное влияние на улучшение здоровья, в то время как регулярная тренировка суставов и тела стимулирует кровообращение, что позволяет крови доставлять питательные вещества, причем более быстро и регулярно, ко всем органам тела, и в то же время позволяет содержать вены и артерии свободными от закупоривающих веществ и жировых осадков, которые могут возникать в нетренированном теле. Айкидо представляет собой синтез многих традиционных японских боевых искусств, на сегодняшний день оно не является законченной действенной системой приемов самозащиты, как против безоружных, так и против вооруженных нападающих, так как постоянно развивается и совершенствуется. Но это лишь одна сторона медали, люди, практикующие это боевое искусство, понимают, что за отработкой технических аспектов айкидо стоит стройная система моральных и философских основ, позволяющих эффективно развивать и восстанавливать физические и духовные силы. Кроме своей доказанной эффективности, как универсального искусства самообороны — айкидо привлекает атлетов всех направлений, которые находят в нем метод улучшения своей координации, расслабления, расчета времени и общего физического состояния.

На начальном этапе тренировок следует руководствоваться наставлением Мэн-цзы: «Ищите потерянный ум», но конечная цель тренировок отражена в высказывании Шао Ганцзе: «Очень важно потерять ум». Непоколебимой мудростью можно назвать спокойствие воина, достигшего совершенства в своем искусстве. Причем речь идет не о бесчувственности, а об освобожденности, пространственности восприятия, о вербальном присутствии в сознании всего происходящего одновременно без фиксации внимания на отдельных его деталях и соответствующих им мыслях. Воин должен избавиться от привычки искать выход из затруднения на мыслительном уровне и научиться в критический момент проявлять спонтанность. В ходе его атаки, в вашем уме вообще должны отсутствовать какие-либо мысли и суждения. Мудрость движется туда, где сосредоточено внимание, если же внимание нигде не останавливается, то ум наделен «непоколебимой мудростью». Видеть перед собой что-то и не позволять вниманию фокусироваться на нем — вот что такое «непоколебимость». Когда в своей подготовке вы достигает глубочайшей точки, руки, ноги и тело знают, что нужно делать, но ум не имеет к этому никакого отношения. Весь парадокс состоит в том, что когда вы пришли в додзё, ваш ум совершенно свободен и на начальном этапе вас учат думать, а когда вы осваиваете метод, вы опять освобождаете ум и учитесь не думать, а действовать на интуитивном уровне.

Посмотрите еще

Похожее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *